Объединенная научная библиотека ВГМУ им. Н.Н. Бурденко
Требования к учебной литературе нового поколения
1. ОБЩЕЕ ТРЕБОВАНИЕ  
    
    
   Соответствие обновленной программе  
    
    
   Программа определяет содержание (знания и умения), объем и порядок изучения дисциплины. Программа должна:
- - соответствовать Государственному образовательному стандарту;
 - - обновляться один раз в 3 года блоками по смежным дисциплинам, например, гистология, физиология и биохимия;
 - - при составлении программ должна быть достигнута преемственность и взаимосогласованность между дисциплинами, соблюден принцип интеграции фундаментальных и клинических дисциплин, а также преемственность между этапами додипломного и после дипломного образования;
 - - носить сугубо прикладной характер, содержать ту информацию, которая будет непосредственно востребована в практике врача.
 
2. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ
Самодостаточность. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. В Приложениях представляется дополнительная информация: словарь терминов и авторский справочник. В них кратко и мелким шрифтом поясняются встречающиеся в тексте смежные понятия и приводятся краткие историко-биографические сведения об основных этапах развития данной дисциплины и вкладе в ее развитие отечественных и зарубежных ученых. Это расширяет границы учебника, не утяжеляя основной текст, и облегчает поиск необходимой для понимания информации в рамках данного издания. Приложения также должны содержать указатели (предметный, именной и лекарственных средств), список условных сокращений и рекомендованной литературы (за последние 3 года, включая адреса электронных баз данных, доступных через Интернет).  
    
    
   Наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его. 
    
    
   Наличие тестовых вопросов с пояснениями (клинических задач). Тестовые вопросы с обязательными пояснениями и разборы клинических ситуаций помогают подготовиться к итоговой аттестации, а затем и к сертификации специалиста.  
    
    
   3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ИНФОРМАЦИИ  
    
    
   Соответствие последним достижениям науки и клинической практики.  
    
    
   Точность и обоснованность приводимых сведений.  
    
    
   Достоверность информации - информация по профилактике, диагностике и лечению заболеваний должна быть основана на строгих научных доказательствах, полученных в результате качественного и количественного анализа клинических испытаний. Должен быть указан уровень достоверности клинического утверждения.  
    
    
   В учебниках по клиническим дисциплинам должны быть приведены новейшие клинические рекомендации.  
    
    
   В отношении диагностических вмешательств должны быть указаны их специфичность, чувствительность и прогностическая ценность положительных и отрицательных результатов.  
    
    
   Использование современных классификаций и номенклатур: МКБ-10, Международной системы единиц СИ, анатомической классификации (Nomina Anatomica).  
    
    
   Соответствие названий лекарственных средств Государственному реестру лекарственных средств; первым должно упоминаться международное непатентованное название (МНН), затем наиболее часто используемые в России торговые наименования.  
    
    
   4. ТРЕБОВАНИЯ К СТИЛЮ ИЗЛОЖЕНИЯ  
    
    
   Рубрикация. Структура текста задается заранее - от названия главы и раздела, через подразделы, рубрики и подрубрики до отдельного предложения. Благодаря жесткой структуре текста "выжимается вода" и легче избежать повторов. Таким текстом удобно пользоваться и, скользя взглядом по страницам и заголовкам, находить искомое; его легко обновлять, дополнять и издавать в электронном виде. Однако это не означает, что текст должен быть представлен в виде "сухого" справочника. Он должен содержать эмоционально окрашенные связующие элементы, легко и с интересом читаться.  
    
    
   Системность, последовательность и простота изложения без лишних подробностей.  
    
    
   Четкость определений, доступность их для понимания студентами соответствующих курсов.  
    
    
   Однозначность употребления терминов, последовательное обозначение одним термином однородных предметов и явлений.  
    
    
   Соблюдение норм современного русского языка.  
    
    
   Выделение ключевых позиций по тексту полужирным шрифтом или другим способом.  
    
    
   5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМУ  
    
    
   На 2 семестра преподавания дисциплины - объем рукописи учебника не должен превышать 30 а.л.. включая иллюстрации. В готовом виде издание формата 60/90 (1/16) -не более 500 стр.  
    
    
   6. ТРЕБОВАНИЯ К СРОКАМ  
    
    
   Подготовка автором в сроки до 1 года, издательством до 6 мес.  
    
    
   Обновление через 3 года с момента выхода в свет первого тиража. Итого в сумме 5 лет: год написания, пол года подготовки издательством, циркуляция на рынке 3 года, 6 мес. на перевооружение библиотеки. Т.е. студент должен пользоваться информацией, которой не более 5 лет давности.  
    
    
   7. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ  
    
    
   Рукопись должна быть представлена в электронном (на дискете в формате Word 7) и в распечатанном (на бумаге формата А4 через 2,5 интервала 12 кеглем) виде. Текст на дискете и в распечатке должен совпадать. 
Иллюстрации должны быть пронумерованы, соответствовать ссылкам на них в тексте и иметь подрисуночные подписи. Желательно, чтобы они были отсканированы и представлены в формате TIFF. Если невозможно представить иллюстрации в электронном виде, то оригиналы должны быть хорошего качества.